Подготовлено по материалам, любезно предоставленным
редакцией www.mipt.ru
Постоянный адрес статьи http://www.mipt.ru/institute/physics1.esp
Кто сказал, что физики должны быть хорошими математиками?
П. Л. Капица
Физтех всегда собирал и собирает в свои стены людей,
любящих физику и желающих в ней усовершенствоваться, узнать как можно больше.
Оправдывает ли надежды поступивших в институт система
обучения физике? Получит ли вчерашний абитуриент то, что искал на Физтехе?
Можно смело утверждать - да! Физика - фундаментальнейшая
из наук - изучается круг за кругом, по спирали. Первый виток вами уже
пройден. И если кому-то вдруг показалось, что он знает все, - это
ошибка. Поднимаясь по спирали познания все выше, вы начинаете понимать,
что не знаете ничего. По крайней мере, так считают многие известные
физики, и в этом есть своя правда...
Обучение физике - дело многоплановое и неспешное. Ведь
важно не только выучить какие-то формулы и законы, необходимо научиться
думать, размышлять "физически". И в этом физтехам помогает
прежде всего замечательная плеяда преподавателей-физиков.
Кафедра общей
физики обучает общему курсу физики в течение первых трех лет, то
есть шесть семестров.
В разные годы на кафедре работали выдающиеся люди:
академики Л.Д. Ландау, П.Л. Капица, А.И.
Шальников, Г.С. Ландсберг, Ю.В. Шарвин, Р.З.
Сагдеев, члены-корреспонденты РАН Н.Е. Алексеевский, Л.П.
Питаевский, Н.В. Карлов, И.Ф. Щеголев, профессора
Г.С. Горелик, Д.В. Сивухин (5 томов "Общего
курса физики" Д.В. Сивухина широко известны в нашей стране и за
рубежом), С.П. Капица.
Сейчас на кафедре (зав. кафедрой - проф. А.Д.
Гладун) работает более 30 докторов наук, все остальные - кандидаты
наук. Примерно для двух третей состава преподавателей основным делом
жизни является наука: они штатные сотрудники знаменитых НИИ РАН, таких
как: ФИАН, ИОФАН, Институт физических проблем, Институт физики твердого
тела, и других, не менее знаменитых: например, ГНЦ «Курчатовский
институт». Другая часть состава кафедры - профессиональные
преподаватели, совмещающие этот род деятельности с активной работой в
науке. В задачу кафедры общей физики входит не только чтение лекций и
проведение семинарских занятий, где студенты учатся решать задачи, но
прежде всего обеспечение практического познания экспериментальных
методов физики. Кафедра располагает очень хорошими учебными
лабораториями - механики, термодинамики и молекулярной физики,
электричества и магнетизма, волновой оптики, атомной физики, физики
твердого тела и ядерной физики. Лаборатории оснащены современным оборудованием.
В течение каждого семестра студент должен выполнить до 9
лабораторных работ. При этом необходимо не только грамотно измерить
что-то, но и уметь из полученной измерительной информации извлечь
полезные результаты, оценить степень их достоверности. Именно на
кафедре физики студент приобретает профессиональные навыки, необходимые
не только экспериментатору, но и будущему теоретику.
Для контроля за ходом обучения по физике принята
оригинальная система заданий: студент в течение каждого семестра должен
самостоятельно сделать два задания и сдать их. Всего около 70-80 задач
за семестр (желающие могут решить и больше). Преподаватель принимает
эти задания, занимаясь индивидуально с каждым из студентов. Все
семестры заканчиваются экзаменами.
Наш экзамен состоит по существу из двух с общей оценкой.
В первый день студенты пишут письменную работу. Здесь предлагается
решить 5 оригинальных задач. При этом допускается использование любой
литературы. Далее следует устный экзамен, который проходит также
необычно. На Физтехе нет билетов по общей физике. Устный экзамен - это
беседа двух умных людей: студента и преподавателя. Начинается она с
"вопроса по выбору". Студент рассказывает экзаменатору любой
понравившийся ему вопрос из программы. В частности, это может быть и
собственноручно выполненное экспериментальное исследование.
Преподаватель вправе задать любой вопрос из сдаваемого раздела физики.
Доброжелательная, дружеская атмосфера "на
равных", культивируемая в физике вообще и на Физтехе в частности,
стародавние традиции свободного посещения лекций и семинарских занятий
- все это направлено на развитие творческих способностей у студентов и
зачастую приносит очень хорошие результаты.
То, как учат физике на Физтехе, нагляднее всего
показывают результаты студенческих олимпиад по физике, проводимых
ежегодно среди вузов Москвы. Традиционно олимпиады никогда не проходят
в стенах МФТИ, однако всегда
победителями являются физтехи.
Но не только кафедра общей физики обучает физике. На
Физтехе существует очень «грозный» предмет - теоретическая
физика, который все студенты Физтеха осваивают в течение трех лет,
начиная с третьего курса (на ФОПФе со второго) и вплоть до пятого.
Здесь студенты изучают методы теоретической физики в курсах теории
поля, квантовой механики, статистической физики и физики
конденсированного состояния.
Большая часть студентов продолжает заниматься конкретной
физикой на базах. Для другой части - математиков - столь существенные
познания в физике оказываются также жизненно необходимыми. Это главное,
что их отличает от выпускников других вузов и за что их так высоко
ценят на "рынке молодых специалистов".
В последние годы значительная часть выпускников Физтеха
находит себя не только в других странах, но и в других сферах
человеческой деятельности, не связанных с физикой. Именно наша
"физическая" подготовка, умение ставить и решать сложнейшие
задачи, навык анализировать и оценивать делают их незаменимыми
специалистами в бизнесе, банковском деле, экономике и других областях.
Система обучения, принятая на Физтехе, позволяет сделать из обычного
школьника инициативного, мобильного специалиста, умеющего быстро
перестраиваться и практически в любом вопросе начинать все с начала.