Довузовское образование в МФТИ: состояние и перспективыПодготовлено по материалам, любезно предоставленным редакцией www.mipt.ru Постоянный адрес статьи http://www.mipt.ru/abituru/pre.esp Формирование подготовленной группы абитуриентов, осознанно ориентирующихся на МФТИ, - залог их успеха в учебе в Институте, фактор, определяющий качество выпускников МФТИ. Уменьшение общего количества абитуриентов, падение качества школьного образования, более ранняя специализация школьников и студентов заставляют коренным образом смещать центр тяжести учебной работы в сторону довузовского образования. К счастью, у МФТИ есть большой опыт работы со школьниками. Широко известна, например, ЗФТШ при МФТИ. Более 60% студентов МФТИ ее закончило. Более 80% студентов прошло отбор через физико-математические олимпиады различного уровня. Эти формы работы - ЗФТШ и физтеховские олимпиады (заочная, традиционная и “Физтех-абитуриент”) - хорошо освоены в МФТИ и стабильно приносят свои плоды. Значительная часть призеров Всероссийских олимпиад по математике и физике, организация которых проходит при деятельном содействии МФТИ, становятся затем студентами института. МФТИ прилагает определенные усилия в организации работ со школами и учителями, поддержке преподавателей МФТИ, сотрудничающих со школами. Уже третий раз подряд Институту поручено проведение Соросовской конференции учителей математики и физики. Следует приветствовать работу факультетов с их потенциальными абитуриентами, хотя она и нуждается еще в систематизации и стимулировании. МФТИ постоянно совершенствует довузовскую работу. Новым направлением является организация конференции школьников "Старт в науку", проходящей в марте - апреле, собирающей в МФТИ школьников от Калининграда до Сахалина. Это мероприятие направлено на несколько иную группу школьников, нежели олимпиады и ЗФТШ. Развивая эту линию, представляется перспективным работать с УПК и детско-юношескими центрами (бывшими домами пионеров). Особое внимание уделяется использованию новых образовательных технологий, активно использующих ЭВМ и сеть Интернет. Однако не следует забывать, что традиционные формы обучения с использованием обычных учебников подтвердили свою эффективность. Определенная коррекция работы издательских подразделений Института, сотрудничество с рядом предприятий, возглавляемых физтехами, позволяют предпринять ряд шагов и в этом направлении. Для обобщения, закрепления и углубления форм и методов работы с детьми и молодежью в области естественно-математических наук в МФТИ при поддержке Министра образования создан Межвузовский Центр воспитания и развития талантливой молодежи в области естественно-математических наук “Физтех-Центр”. |