История развития МФТИВ декабре 1938 года группой известных советских ученых, в которую входили С.Л. Соболев, М.А. Лаврентьев, С.А. Христианович и другие, в газете "Правда" было опубликовано письмо с обоснованием необходимости создания учебного заведения нового типа. Однако реализации этих планов помешала война. Но сразу после окончания войны академик Капица обратился к вождю с письмом, в котором информировал его, что "ряд директоров ведущих научных институтов Москвы счел жизненно необходимым для дальнейшего роста и развития своих институтов предпринять шаги для подготовки кадров своими силами". С этой целью было предложено создать высшую физико-техническую школу, в основе которой заложены следующие идеи:
И вот, 25 ноября 1946 года был создан физико-технический факультет при Московском государственном университете. Объявлялось о подготовке научных работников для работы в институтах и КБ министерств и ведомств по шести специальностям: строение вещества, оптика, химическая физика, радиофизика, аэродинамика, термодинамика. Руководить факультетом было поручено проректору МГУ по спецвопросам Сергею Алексеевичу Христиановичу, а деканом был назначен Дмитрий Юрьевич Панов. Новому факультету были переданы два здания в поселке Долгопрудный под Москвой. А через пять лет, в 1951 году, ФТФ МГУ... закрывается. Тогда группа академиков, в которой были П.Л. Капица, С.А. Христианович, Н.Н. Семенов, обратилась к генерал-лейтенанту авиации Ивану Федоровичу Петрову с просьбой о помощи. Нужно было спасти идею, спасти будущее Страны Советов. Авторитетные советские ученые убедили генерала в преимуществе института нового типа, в правоте своего благородного дела. И, захватив необходимые бумаги, генерал И. Ф. Петров явился на прием к Председателю Совета Министров И. В. Сталину Вот что Иван Федорович Петров писал в своей книге “Авиация и вся жизнь” о том времени: “Выслушав мой короткий доклад, Сталин сказал: “Зачем же мы будем восстанавливать факультет, который только что распустили. Давайте создадим новый институт со следующими факультетами...” Было очевидно, что он над этим вопросом думал раньше, поэтому наше предложение и нашло столь быструю поддержку. В этом же 1951 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление об организации на базе ФТФ МГУ нового вуза — Московского физико-технического института, который и начал свое существование с 1952 г.” Иван Федорович Петров стал первым ректором Физтеха — вуза нового типа, вуза будущего советской образовательной системы, лучшей в мире в те годы. Он твердо знал, что все решают люди. Сохранив старые, испытанные кадры еще физико-технического факультета, он воспитал плеяду сотрудников, преданных Физтеху душой и телом. Работали не за страх или за деньги, а за идею и за совесть. Учебный процесс курировал Анатолий Николаевич Тулайков. Человек-легенда в институте, хранитель всех учебных секретов, замечательный лектор, чьи лекции посещали будущие ректоры Олег Михайлович Белоцерковский и Николай Васильевич Карлов, первые академики-физтехи, тысячи физтехов — рядовых науки. Многие начинания на Физтехе ведут свой отсчет ещё с “петровских времен”: выход первого номера газеты “За науку”, первая команда КВН, первые отряды целинников, открытие военной кафедры — брони физтехов, открытие спортлагеря и спортклуба, новой столовой, профилактория и поликлиники, начало строительства студенческого городка, жилищного строительства — всего не перечислить. И. Ф. Петров к концу пятидесятых годов довел “мощность” института до проектной и ставил своей задачей улучшить качество подготовки студентов, хотя уровень ее был уже тогда довольно высоким, и на каждого выпускника приходилось 5—7 заявок. Большое внимание ректор Петров уделял идейно-воспитательной работе. Заложив в каждого физтеха, в каждого кадрового сотрудника дисциплину, культуру быта и интеллект, он создал учебно-научную базу, которую ветер перемен не разрушил и по сей день. Однако годы брали свое. Иван Федорович приближался к своему шестидесятилетию – возрасту, когда в те годы руководитель должен был уйти в отставку. Задачи стояли перед институтом огромные, необходимо нацелить было на них коллектив. Нужен был новый лидер. Задача подбора нового ректора решалась при тесном взаимодействии с партийной организацией института, которую тогда возглавлял Дмитрий Александрович Кузьмичев. Толково выступил молодой кандидат физико-математических наук Олег Михайлович Белоцерковский . Его речь была яркой и послужила программой дальнейшего развития Физтеха. Секретарь партбюро Физтеха Дмитрий Александрович Кузьмичев активно “проталкивал” кандидатуру 0.М. Белоцерковского на пост ректора. Иван Федорович принимал деятельное и конструктивное участие в поиске и подготовке своего преемника. Он полностью поддержал кандидатуру молодого преподавателя кафедры высшей математики, кандидата физико-математических наук Олега Михайловича Белоцерковского. Минвуз также согласился с предложением Физтеха, поддержанным партийными органами, и в 1962 году назначил Олега Михайловича Белоцерковского ректором Физтеха. Он проработал в этом качестве 25 лет. Большая заслуга Олега Михайловича перед Физтехом заключается в окончательном формировании и внедрении “системы Физтеха”, основы которой были заложены еще “отцами-основателями” института. Фундаментальность образования требует особой подготовки, формирования профессорско-преподавательского состава. И тут нужно отдать должное организаторским способностям Олега Михайловича. Он сплотил “отцов” Физтеха в коллектив единомышленников под названием “Президиум Координационного Совета”. Главой Координационного Совета по праву стал патриарх Физтеха академик Петр Леонидович Капица. В Совет вошли академики А.А. Дородницын, М.А. Лаврентьев, С. А. Христианович, С.А. Лебедев, Н.Н. Семенов, В.А. Котельников. К восьмидесятым годам окончательно сформировались основные принципы “системы Физтеха”, по существу технического университета. Подготовка и отбор абитуриентов осуществлялись по всей территории необъятного Союза. Для отбора 700-800 студентов просматривались тем или иным способом 10-12 тысяч школьников. Во времена ректора О.М. Белоцерковского большое значение придавалось распределению выпускников. С каждым годом рос авторитет Физтеха, повышался спрос на его выпускников. Отвечая на запросы времени, Физтех постоянно совершенствовал свою структуру. Усилиями Олега Михайловича и при поддержке Координационного Совета института были открыты новые факультеты: физической и квантовой электроники; аэромеханики и летательной техники; управления и прикладной математики; проблем физики и энергетики; физико-химической биологии. Проректором по научной работе был Михаил Васильевич Родин. На его плечи ложилась вся ответственность за институт при многодневных командировках ректора. Проректором по учебной работе стал Дмитрий Александрович Кузьмичев, который был грозой и “отцом родным” физтехов. Проректором по базовым кафедрам назначили Виктора Алексеевича Школьникова, который не сменил свое амплуа и при новом ректоре. После ухода из жизни Михаила Васильевича Родина проректором по научной работе стал Анатолий Тимофеевич Онуфриев один из первых выпускников Физтеха. Энергия и настойчивость Олега Михайловича и его команды позволили превратить Физтех в учебно-научный центр мирового значения. Физтех разросся вширь, вглубь и в стороны. К четырем факультетам прибавились еще пять, к четырем корпусам общежития прибавились четыре в Долгопрудном и один в Зюзино, вошли в строй Главный корпус, корпус электроники, огромный корпус прикладной математики. Был открыт новый стадион, появился огромный спорткорпус с бассейном. Задуманное первым ректором И.Ф. Петровым воплотил в жизнь его преемник - ректор О.М. Белоцерковский. Физтех времен ректора Белоцерковского аккумулировал выдающиеся преподавательские кадры, что позволило совмещать сильные стороны университетского и технического образования. Уникальность Физтеха заключалась именно в том, что удалось соединить образование с наукой и производством, ликвидировать традиционный разрыв и противоречия между фундаментальной наукой и прикладным ее применением. Таким образом, Физтех стал известен как учебный центр мирового уровня, диплом которого котировался во всем мире. Но нелегко далось ректору утверждение системы Физтеха. Чиновники разного уровня не могли понять, почему и стипендия у студентов и аспирантов выше, и прием на месяц раньше, и собеседование введено в процедуру приема абитуриентов, и профессоров возят из Москвы в Долгопрудный бесплатно. Проверки сыпались одна за другой, но Физтех стоял на своем, творчески развивая свою систему. Третьим ректором Московского физико-технического института стал Николай Васильевич Карлов , выпускник Физтеха (в академических справочниках — МГУ), профессор кафедры “Взаимодействие излучения с веществом”, заведующий отделом Института общей физики АН СССР. Николай Васильевич не был новичком на Физтехе: он прошел путь от студента до профессора, ректора. Будучи физиком-профессионалом, Николай Васильевич несколько реорганизовал физическое образование на Физтехе, выйдя за рамки пяти семестров. Вместо традиционных занятий по черчению за кульманом по инициативе Николая Васильевича были введены прогрессивные дисциплины “Компьютерная графика”, “Основы вычислительной техники” и т.д. Был сформирован очень хороший коллектив преподавателей. Первым проректором стал Юрий Георгиевич Красников, бывший декан, секретарь парторганизации, коллега и научный единомышленник, доктор физико-математических наук, профессор, действительный член Академии Высшей школы. Сергей Анатольевич Гуз - проректор по учебной работе, кандидат физико-математических наук, доцент, имеющий большой опыт работы со студентами и аспирантами еще по комсомолу. Проректором по учебной работе в базовых организациях и кафедрах по-прежнему остался кандидат физико-математических наук профессор Виктор Алексеевич Школьников. Проректор по научной работе — Эдуард Евгеньевич Сон, доктор физико-математических наук, профессор, прорубающий Физтеху окно в мировую науку. Все члены команды — выпускники Физтеха, его аспирантуры. Пока существовал Советский Союз, а Николай Васильевич был народным депутатом Верховного Совета СССР, заместителем председателя Комитета по науке, культуре и образованию, возглавляемого выпускником Физтеха академиком Ю.А. Рыжовым, элитный институт еще сводил концы с концами. Задача, которая стояла перед Физтехом, - мобильно давать Отечеству кадры высочайшей квалификации в тех областях, в которых в данный момент они нужны, - выполнялась. Приток студентов со всего Союза был достаточно большим, осуществлялось финансирование науки, статьи расходов на оборудование и материалы закладывались в сметы договоров, оборонка жила и по-прежнему давала заказы Физтеху, Академия наук делилась своими скудными средствами... Сохранялся еще и спрос на выпускников, поскольку были научные разработки и производство. Но с каждым годом перестройки меньше выделялось госбюджетных средств на исследования, все хуже становились жизнь и бытовые условия в общежитиях, институт не смог удержать свой жилищный фонд, ушли в небытие строительные проекты, а самое главное — выпускники стали не нужны государству. Распределение стало свободным! В семидесятых годах на Физтехе развились общефакультетские лаборатории, оснащенные с помощью базовых предприятий на высоком научном уровне. Появились многочисленные компьютерные центры, большой институтский вычислительный центр. Физтех гордился тем, что если собрать вместе все преподавательские кадры, все используемое для обучения студентов оборудование, то получился бы вуз с лабораторной базой, создать который не по силам ни одной стране в мире. Базы с квалифицированными кадрами и новейшим оборудованием — главное достижение “системы Физтеха”. Раньше Физтех нужен был в “форс-мажорной” ситуации, а ныне было неизвестно, как убедить правителей России в необходимости сохранить одно из национальных достояний страны! Физтех переименовали в Государственный университет, но это не помогло. Ректоратом были сделаны попытки найти деньги на выживание “системы Физтеха”. Институт стал торговать своим именем, символикой, юридическими адресами. Это не много, но и не мало: 40-50 миллионов рублей в год. Кипучая инициатива Николая Васильевича выплеснула еще одну идею, начинающую овладевать массами обеспеченных людей. Они многое могут себе позволить, в том числе купить диплом доктора или профессора знаменитого Физтеха. Это может быть и меценат, подаривший учебный класс Физтеху, построивший учебный корпус... Как найти ту золотую середину и не скатиться на прямую торговлю орденами и баронскими званиями? Вот в чем вопрос! Да и выкупить такой диплом пока не удалось никому из соотечественников. На собрании профессорско-преподавательского состава в 1997 году ректор Николай Васильевич Карлов провозгласил стратегию “малых дел”: хоть что-то полезное делать ежедневно для родного Физтеха! И судьба Физтеха вскоре не стала зависить от “малых дел”. Приказом министра были введены выборы ректоров государственных учебных заведений. Забурлил и Физтех. Физтехи жаждали кардинальных перемен. Нужно было срочно наверстывать упущенное время... Новым ректором Московского физико-технического института стал Николай Николаевич Кудрявцев, выпускник Физтеха 1973 года. События последних лет существенно изменили и научную сферу, и сферу высоких технологий. В условиях становления рыночной экономики появились новые для Физтеха виды деятельности, требующие смелости в принятии решений, желания и умения напряжённо работать, нестандартности мышления, эрудиции и системного подхода. Всё это расширяет возможности самореализации выпускников. За последние 10 лет физтехи, уехавшие на Запад, на деле показали свой высокий уровень, и тем самым сделали добротную рекламу системе образования в нашей стране в целом и в своей родной alma mater в особенности. И в настоящий момент мировая академическая общественность фактически признала безусловную полную конвертируемость дипломов Физтеха. К тому же сейчас в научных и производственных организациях, на которые как на базовые опирается Физтех в обучении студентов старших курсов и аспирантов, произошла сильная дифференциация научных коллективов. Ряд из них показал, что их исследования и разработки вполне соответствуют мировому уровню, а то и превосходят таковой. Эти обстоятельства, проявлявшиеся поначалу как плохо замечаемая тенденция, с течением времени крепли и постепенно создавали основу для возраждения былой значимости точного знания и естественнонаучного образования. Система Физтеха с её традиционной ориентированностью на адресную подготовку специалистов высокой квалификации по прикладным математике и физике открывает тем самым новые перспективы своего развития в условиях становления рыночных отношений. Для этого МФТИ корректирует своё место в современной научно-образовательной сфере, устанавливая необходимые контакты с организациями — потребителями своих выпускников различной формы собственности и различной государственной принадлежности. Физтех пытается оптимально соединить свои возможности, выходящие из прошлого, с новыми возможностями, появляющимися при рыночной экономике. Разумеется, такая модернизация и соответствующие ей изменения учебного плана, кроме всего прочего, достаточно дорогостоящи. В настоящее время Физтех применяет все возможные в законных рамках научной и образовательной деятельности хозрасчётные способы заработать необходимые для этого средства. Речь идёт о дополнительном (втором) высшем образовании и о переподготовке в таких областях, как национальная экономика, научный менеджмент, компьютерные технологии и т. п., это сейчас является чрезвычайно актуальным и имеет большой спрос на рынке образовательных услуг. Физтех огромное внимание уделяет поиску и подготовке высокоодарённой молодёжи по всей России. Традиционно этим занимается Заочная физико-техническая школа при МФТИ (ЗФТШ), где уже в течении 30 лет ведётся обучение школьников со всей страны. Ежегодно под руководством преподавателей Физтеха более 20 тысяч ребят получают дополнительное образование по физике и математике. В течение учебного года преподаватели, аспиранты, студенты-старшекурсники МФТИ рецензируют около 100 тысяч работ, присланных школьниками в ответ на задания, полученные из Института. Обучение ведётся индивидуально по системе всё усложняющихся заданий. В результате эти школьники составляют лучшую часть абитуриентского, а значит, и студенческого корпуса МФТИ, давая 60—70% ежегодного приёма на первый курс. Аналогичным принципам следует МФТИ и в школьном олимпиадном движении. В его организации принимают непосредственное участие профессора, преподаватели, аспиранты и студенты Физтеха. Нельзя не отметить и новый момент профориентационной активности МФТИ — работу со школьными учителями. Организуя для них школы, семинары и конференции, Физтех способствует тем самым повышению уровня технического образования в стране. Очень хорошей формой поиска и отбора талантливых ребят является практикуемое в течение нескольких последних лет проведение научных конференций молодых исследователей “Старт в науку ”. Это мероприятие направлено на то, чтобы выявить и приободрить тех, кто имеет вкус к самостоятельной исследовательской работе. Около полувека Московский Физтех выпускает специалистов. Исторически срок небольшой. Но за это время, на глазах одного поколения, Россия в своём историческом развитии прошла колоссальный путь. Но стратегическая цель Института заметно не изменилась, и формулируется она следующим образом: Физтех готовит элитных специалистов фундаментального естественнонаучного и научно-технического профиля, а также управленцев, глубоко владеющих теоретическими знаниями и практическими навыками. Высококвалифицированные специалисты — выпускники Физтеха должны быть способны самообучаться, чтобы эффективно работать в наукоёмких отраслях народного хозяйства в рыночных условиях. Подготовку специалистов Физтех осуществляет целевым образом на основе отбора талантливой молодёжи и последующего индивидуального обучения. За последние несколько лет конкурс в МФТИ значительно вырос, достигнув самых высоких значений за последние семнадцать лет. Это означает, что и в новых условиях Физтех вполне конкурентоспособен и уверенно занимает надёжную позицию на рынке образовательных услуг. |