Физтех-Абитуриент
Abitu.ru Физтех-абитуриентОб МФТИИстории
форум    карта сайта  
 Разделы сайта

Время собирать кадры

 Подготовлено по материалам, любезно предоставленным редакцией www.mipt.ru

Постоянный адрес статьи http://www.mipt.ru/fizteh/rector.esp

В рамках реформы образования зреет идея ввести для выпускников бюджетных вузов контрактную систему - аналог распределения по советскому образцу. У руководителей вузов отношение к этой идее, мягко говоря, неоднозначное.

В эти дни более миллиона выпускников школ атакуют приемные комиссии. На места в вузах претендуют почти 90 процентов выпускников. 604 тысячи поступивших будут учиться на бюджетных отделениях, то есть за счет государства. При этом по статистике только 40 процентов дипломированных российских специалистов работают по профилю, из них ничтожное количество - в госучреждениях. О причинах этого явления можно спорить. Но государство, похоже, настроено решительно: появилась идея возродить госзаказ, ввести именные финансовые обязательства (ГИФО) и образовательные субсидии. То есть государство говорит вузу, что будет оплачивать ему подготовку тех специалистов, в которых у страны есть необходимость. А гражданину - что будет учить его за свой счет, только если он покажет хорошие результаты на Едином государственном экзамене (ЕГЭ). А если нет - пусть доплачивает сам или берет субсидию, которую можно не отдавать, если проработать по специальности как минимум три года. Смахивает на завуалированное возвращение распределения. Совершенно бессмысленное в условиях рыночной экономики.

За комментарием "Итоги" обратились к ректорам двух ведущих вузов - Московского физико-технического института (МФТИ) и Московского педагогического государственного университета (МПГУ). Оба учебных заведения готовят лучших спецов в своей отрасли, что признано официальными и неофициальными рейтингами, где эти вузы занимают первые строки. И обучают в них в основном за счет бюджетного финансирования.

"Нельзя возвращаться к палочной системе"

В Московский физтех на бюджетное отделение принимают 700 человек в год, конкурс 3,5-4 человека на место. Уровень требований к знаниям очень высок - без спецподготовки сдать экзамены удается немногим. Но экзамены - это полдела: надо еще пройти собеседование на "призвание к профессии". Учиться же на порядок сложнее. Есть в МФТИ и коммерческое отделение, куда принимают всего 100 человек. И поступить туда немногим легче. Такая "селекция мозгов" привела к тому, что диплом МФТИ котируется не только в России (в списках кадровых агентств его выпускники занимают приоритетное место), но и за рубежом.

- Действительно, спрос на наших выпускников очень велик, - говорит ректор института Николай Кудрявцев. - Уже на третьем курсе, когда студенты распределяются по спецкафедрам, которые базируются в НИИ, Академии наук, отраслевых институтах или коммерческих структурах, работающих в области высоких технологий, их подключают к реальным проектам. Там же они защищают дипломы. В советские времена почти все выпускники оставались работать там, где защищались. Сейчас вокруг выпускающих кафедр образовались своеобразные пулы заинтересованных организаций, которые приглашают выпускников на работу. Среди них очень крупные компании - Boeing, Samsung, IBM, много российских - "Газпром", КБ Сухого и другие, которые финансируют научные разработки, назначают стипендии. Почти все выпускники имеют гарантированное рабочее место.

- В России или за рубежом?

- И там, и тут. Сегодня уезжают немногие. Это в начале 90-х из страны каждый год уезжало 15-20 процентов выпускников МФТИ. И деньги не были главной причиной. Просто ребята не видели перспективы здесь, потребность страны в таких специалистах уменьшилась. Сейчас она многократно возросла. Специалисты в области кибернетики, радиотехники, информационных и телекоммуникационных технологий не уезжают, поскольку есть интересная и выгодная работа дома. Если и покидают страну, то это физики, которые здесь не имеют доступа к современному оборудованию.

- Работают ли они в госсекторе? Например, в оборонке.

- Конечно, оборонке нужны наши выпускники. Например, Центральный институт авиационного моторостроения готов принять столько человек, сколько выпускает наша профильная кафедра. Но предложить конкурентные условия не может. И так во всех госпредприятиях, поэтому в госсектор идут единицы. Я за то, чтобы ввести разумную систему контрактов для бюджетников: выучился за госсчет, отработай хотя бы три года. В США масса вузов, где нет вступительных экзаменов. Два года там может учиться любой желающий, а потом - плати. Или сам, или ищи спонсоров. А мы учим бесплатно и не требуем отдачи. Куда более богатые страны бережнее относятся к бюджетным деньгам, чем мы.

- Вы за систему распределения специалистов?

- Ни в коем случае нельзя возвращаться к палочной системе. Нужно исходить из потребности в специалистах и интересов каждого из них. Во всем мире 30 процентов специалистов не работают по основному профилю. С этим, наверное, надо согласиться. Но этап планирования в системе профобразования быть должен. Иначе невозможно что-то прогнозировать и менять. Мы сегодня собираем заявки у предприятий в регионах, у компаний-партнеров, чтобы составить прогноз развития наукоемкого сектора экономики и в соответствии с ним рассчитывать прием в институт по специальностям.

- Но ведь этим занимается сегодня и государство, пытаясь ввести заказ на подготовку специалистов...

- Если рассматривать госзаказ как сбор информации для анализа и прогнозирования, то да. Если как жесткую систему распределения - нет, потому что это все равно, что закапывать бюджетные деньги в песок. Сколько ни заказывай авиационных специалистов, ни финансируй вузу их обучение, они пойдут работать не в отрасль, а туда, где им предложат более выгодные условия. Ведущие вузы сами могли бы устанавливать количество востребованных специалистов, если бы четко знали идеологию развития государства хотя бы на 5-10 лет. Наша система образования уже доказала свой высочайший уровень. Слабое место нашего образования - мотивированность. Когда школьник, студент будет представлять, зачем ему нужно знать тот же английский, он его выучит и без дополнительных часов иностранного в программе. Нужно целенаправленно искать талантливых детей, формировать систему грантов и стипендий для них. И главное, нельзя терять свое преимущество, мы всегда были сильны в естественных науках. Поэтому неправильно сокращать математику, физику и химию.

"Единственное решение - создать условия"

МПГУ, отмечающий в этом году 130-летие и известный в народе как "ленинский пединститут", ежегодно принимает около двух тысяч студентов на 18 факультетов по 63 специальностям. 70 процентов - на бюджетные отделения. Средний конкурс по вузу - 3 человека на место, а по некоторым специальностям - от 15 до 19 человек. МПГУ уже 20 лет практикует совмещенный экзамен "школа-вуз", и базовая структура по проведению единого госэкзамена - Центр тестирования был организован именно здесь более 10 лет назад. Так что к разработке концепции реформы образования университет имеет прямое отношение и даже отвечает за отдельное его направление - реформу педобразования. Тем не менее только 60 процентов выпускников идут работать в школу. Но эта статистика - одна из самых оптимистических. На круглом столе, который Российская академия образования проводила совместно с Советом Федерации, приводились данные по другим педвузам: от 0 до 20 процентов. Остальные трудятся не по профилю. По словам директора кадрового агентства "Выбор", кстати, выпускницы МПГУ Натэлы Кобулашвили, из педагогов получаются хорошие секретари, помощники руководителей, при дополнительной подготовке - директора по персоналу, менеджеры в области услуг и продаж, сотрудники рекрутинговых агентств, переводчики.

 - При тех условиях, которые школа предлагает молодому учителю, 60 процентов явки - неплохой показатель, - считает ректор МПГУ Виктор Матросов. - Но это усредненная цифра. Например, 80-90 процентов выпускников химического факультета и факультета начальных классов остаются работать в школе, а иняза - только 5 процентов. У нас нет контрактной системы, и мы не можем обязать выпускника пойти в школу. Хотя имеем договоры с Московским комитетом образования и учебными округами на подготовку специалистов для столичных школ и можем трудоустроить более тысячи выпускников только в Москве.

- Эту проблему можно решить в принципе?

- Нужно изменить отношение к учителю. Сравните годовой доход учителя в Москве и Нью-Йорке. У нас это порядка 800 долларов, там - 110 тысяч. Даже в Шанхае преподаватель получает в 10 раз больше, чем наш. При нормальной зарплате, социальной защищенности педагог не будет уходить из школы. Ведь к нам приходят учиться в основном юноши и девушки, действительно мечтающие быть педагогами. Мы даем хорошую подготовку, поэтому наши выпускники легко находят работу и вне системы образования. Другое дело, что учителя с углубленным знанием предметов все острее необходимы в школах, особенно теперь, когда старшая школа станет профильной. Высококвалифицированный учитель - ключевая фигура реформы образования. Но насильно невозможно заставить работать в школе. Единственное решение - создать условия...

Словом, в нехватке педагогов и инженеров систему образования не упрекнешь: вузы выполняют свою задачу, выпуская качественных специалистов. Причина в другом, и простым возвращением распределения проблемы не решить.

"Государство пока не представлено как конкурентный работодатель на рынке труда, - считает консультант-партнер рекрутингового агентства "Наш мир" Ольга Тарасова. - Спрос удовлетворяется только там, где представлены интересы крупных финансово-промышленных групп, серьезно относящихся к кадровому вопросу".


Поиск

 
Вход пользователей и
результаты работ
Логин или ФИО
Пароль
Физматкнига

Голосование Голосование
Почему Вы пришли на наш сайт?
Потому что я Абитуриент
Не знаю, в какой ВУЗ поступать
Не хватает информации о ВУЗах
Мой ребенок поступает в ВУЗ
Поделиться информацией
Обсудить возникшие вопросы
Решил взломать ваш сайт...

Hosted by uCoz
>
Hosted by uCoz
>
Hosted by uCoz
>
Hosted by uCoz